greenners

Categories:

Отзывы в интернете, просто рекламный ход ... а вы не знали ?

Источник: «Двойные агенты». Они управляют нашим выбором через фейковые отзывы в интернете   (https://dailystorm.ru/obschestvo/dvoynye-agenty-oni-upravlyayut-nashim-vyborom-cherez-feykovye-otzyvy-v-internete)

Маркетологи владеют специализированными сайтами и продают услуги по формированию репутации

Даниил Беловодьев 16:50, 25 дек. 2020 Коллаж: © Daily Storm

В российском интернет-сегменте есть десятки сайтов с отзывами о товарах и услугах. Прежде чем что-то купить или даже устроиться на работу люди заходят на сайты-«отзовики» в надежде прочитать честные комментарии других пользователей. Однако хитрые digital-агентства делают бизнес на управлении выбором потребителя. Создаются целые сетки ресурсов, чтобы размещать на них заказные положительные мнения. Фейковые отзывы иногда публикуют и на сайтах крупных интернет-магазинов или сервисов «Яндекса» и Google.

Подавляющее большинство (93%) российских интернет-юзеров при выборе товаров и услуг ориентируются на отзывы в Сети — к такому заключению в 2019 году пришел институт общественного мнения «Анкетолог». Специальные сайты с отзывами пользователей помогают в несколько кликов узнать мнение людей о потенциальном работодателе или желаемом товаре. Только в ноябре 2020 года общее количество трафика сайта с отзывами IRecommend составило 29 миллионов посещений, а у сайта Otzovik и вовсе 35,8 миллиона посещений

Пользователи ресурсов с отзывами заинтересованы в том, чтобы критику или похвалу на таких сайтах оставляли реальные люди. Компании, об условиях труда или товарах которых пишутся отзывы, заинтересованы в создании положительного образа в глазах потенциальных клиентов. Некоторые фирмы обращаются в специальные агентства, предоставляющие услуги управления репутацией SERM (Search Engine Reputation Management). Технология SERM формирует и поддерживает репутацию компании или бренда в поисковой выдаче. Помимо основных поисковых систем, такие агентства помогают компании сформировать положительный образ в геолокационных сервисах, социальных сетях и сайтах с отзывами. 

Судя по всему, некоторые репутационные агентства ведут двойную игру: они владеют целой сеткой сайтов с отзывами, в которых могут писать фейковые положительные комментарии о фирмах-клиентах. 

Маркетолог на «Стонике» и «Кокос»

«Головные боли, плохой сон, раздражительность — с такими симптомами Оксана наблюдается в клинике. Они появились после того, как у нее заблокировали аккаунт в соцсети», — так начинается сюжет фрагмента передачи «Доброе утро» (выходит на Первом канале) за декабрь 2017 года.

«Мне плохо, мне хочется плакать, я не хочу ни с кем разговаривать… Моя жизнь — это лайки», — подтверждает слова диктора сама Instagram-модель Оксана.  

Закадровый голос сообщает зрителям, что лайки могут привести к популярности и большим заработкам. Слово берет молодой мужчина в свитшоте с патчем Stone Island:

«Когда собрано большое количество подписчиков, человек может осуществлять коммерческую деятельность путем продажи рекламы. Это может быть просто пицца, которую пришлют взамен на пост, а может быть несколько сотен тысяч рублей».

В сюжете мужчина никак не обозначен в титрах, а диктор не произносит его имени. Однако видео с этим сюжетом есть на сайте Kokoc Group — московской группы компаний, объединяющей агентства и сервисы интернет-маркетинга. В частности, их агентство Kokoc Reputation занимается управлением репутацией по технологии SERM. Стоимость такой услуги начинается от 60 тысяч рублей в месяц, а сама компания сообщает, что у них есть «сотни сайтов партнеров, которые позволяют управлять контентом на своих страницах». А при помощи своих SEO-специалистов они «вытесняют площадки, на которые не могут повлиять, из поисковой выдачи». 

Самое интересное - на нашем канале в Яндекс.ДзенSt

Фото: ©linkedin.com
Фото: ©linkedin.com

Фото: ©linkedin.com

Компания была основана в 2004 году, штат компании составляют более 800 сотрудников. По данным «СПАРК-Интерфакс», чистая прибыль ООО «Кокос Групп», владеющей группой компаний Kokoc Group, в 2019 году составила 12,4 миллиона рублей. Среди крупных клиентов компании — ООО СК «Сбербанк Страхование»: в 2016 году «Кокос Групп» получил контракт на 1,6 миллиона рублей на «оказание услуг по SEO-копирайту и размещению статей на веб-ресурсах».

Александр Шокуров — директор ООО «Кокос Групп» — также является совладельцем ООО «Геометр», которая занимается разработкой сайтов. Вдобавок Шокуров — совладелец ООО «Корпорация РБС», которая занимается продвижением сайтов. На веб-ресурсе с биографиями медийных персон people-archive.ru есть описание жизненного пути Шокурова. В частности, там указано, что он специализируется на разработке и продвижении сайтов и сервисов.

«Профессионал в области привлечения специалистов высокой квалификации в сфере интернет-маркетинга», — так завершается жизнеописание Шокурова. 

Примечательно, что точно такой же текст есть на другом веб-ресурсе (facecollection.ru) с идентичной тематикой. Забегая вперед, скажем, что оба ресурса входят в «пучок» сайтов с отзывами, судя по всему, принадлежащих маркетологам. 

На странице сайта Kokoc Group, где размещено видео с сюжетом Первого канала, указано имя спикера в свитшоте с патчем Stone Island — Кирилл Крутов. В 2018 году он писал статьи для издания «Роем!», в которых рассказывал, например, о репутации в поисковой выдаче у сервисов телемедицины и слабой проработке сайтов-отзовиков среди каршеринговых компаний. Статьи подписаны его именем, а его должности обозначены как «руководитель Kokoc Reputation» (которая занимается управлением репутацией по технологии SERM) и «руководитель департамента SMM&SERM Kokoc Group».

Фото: © Medium.com
Фото: © Medium.com

Фото: © Medium.com

Сейчас на персональной странице Крутова на сайте «Роем!» указано, что он является руководителем компании K-Reputation. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», Крутов Кирилл Игоревич — владелец и генеральный директор ООО «К-Маркетинг», основной вид деятельности фирмы — рекламные агентства. 

Компания была зарегистрирована в середине 2019 года. В разделе «Услуги» на сайте компании K-Reputation утверждается, что они могут отработать негатив «написанием положительных отзывов и размещением их от лица агентов влияния (с подменой IP-адресов и прочего, по заданным параметрам)». Кроме того, K-Reputation предлагает «формирование поисковой выдачи по запросам типа «Бренд», «Бренд отзывы», «Бренд отзывы сотрудников» управляемыми площадками». 

Примечательно, что K-Reputation почти полностью копируют айдентику Kokoc Group: товарные знаки, запатентованные «К-Маркетингом» (например, свидетельство номер 745267), внешне совпадают с логотипами агентств Kokoc Reputation и Kokoc Social Media. 

Инфографика: © Daily Storm
Инфографика: © Daily Storm

Инфографика: © Daily Storm

Cтраница Кирилла Крутова в соцсети «ВКонтакте» — закрытая. Однако ее можно обнаружить в списке друзей профиля Александра Шокурова, директора Kokoc Group. На аватарке Кирилл улыбается в камеру, стоя в синем балахоне с патчем Stone Island. Указанное место работы: K-Reputation. 

Офшор-«паук» и сеть сайтов-«отзовиков»

Согласно данным Telegram-бота SmartSearchBot, страница Крутова «ВКонтакте» привязана к электронной почте off_sprint@list.ru. По данным сервиса LeakCheck, данные, связанные с этим e-mail, «сливались» минимум девять раз. На ресурсе Domain BigData указано, что e-mail принадлежит человеку с именем Krutov Kirill. На эту же почту зарегистрированы сайты kokoc-reputation.com и rus-otzyv.com. Последний сайт специализируется на отзывах о российских компаниях. Если просканировать IP-адрес ресурса с помощью OSINT-инструмента SpiderFoot, выяснится, что на этом же адресе располагался сайт mebel-reviews.ru. Он специализируется на отзывах о мебельных компаниях и зарегистрирован мальтийским офшором Spider Services Inc. 

Скришот: © Daily Storm
Скришот: © Daily Storm

Скришот: © Daily Storm

Этот офшор владеет десятком сайтов, связанных с отзывами пользователей (полный список — в конце материала). Среди них: ресурс pravda-sotrudnikov.ru (710 тысяч посещений в ноябре), специализирующийся на отзывах сотрудников о компаниях; сайты ne-beri.ru и pravda-klientov.ru (65 тысяч посещений в ноябре), специализирующиеся на отзывах клиентов о компаниях, услугами которых они воспользовались. Кирилл Крутов подписан на паблик «ВКонтакте» сайта pravda-sotrudnikov.ru. В число ресурсов, которыми владеет офшор, входят и два сайта с биографиями медийных персон, на которых размещено жизнеописание Александра Шокурова. 

Несколько сайтов (pravda-sotrudnikov.ru, mnenie-sotrudnikov.ru, about-job.ru), принадлежащих Spider Services Inc., фигурируют в исковом заявлении в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Суд возбудил производство по делу и определил, что провайдер ООО «Регтайм», на котором хостятся эти сайты, должен предоставить сведения об администраторе их доменных имен. 

В распоряжении Daily Storm есть копия ответа провайдера. В частности, там утверждается, что владельцем доменных имен является Spider Service Inc., и указан почтовый адрес и Ф.И.О. Крутова, его телефон и e-mail (off_sprint@list.ru). Примечательно, что сайт компании Крутова K-Reputation тоже хостится у провайдера «Регтайм».

Фото: © Daily Storm
Фото: © Daily Storm

Фото: © Daily Storm

В Kokoc Group сообщили Daily Storm, что Кирилл Крутов покинул компанию несколько лет назад. Сам Крутов в разговоре с Daily Storm отрицает свою причастность к вышеперечисленным сайтам. Мы направили такой же вопрос Александру Шокурову, но на момент публикации материала ответ не был получен.

Справка:

— SERM — не совсем честная сфера, — уточняет в разговоре с Daily Storm SEO-эксперт Илья Горбачев. — Все, кто работают в этой сфере, заказывают у копирайтеров фейк-отзывы, размещают их на площадках, меняя свои аккаунты и IP-адреса. Поскольку негатив люди читают охотнее, некоторые SERM-специалисты оставляют как бы негативные отзывы о компании или товаре, но пишут там малозначительную ерунду. В таком случае покупатель может подумать, что претензии других людей к товару или компании — незначительные. Так построена эта индустрия.

Горбачев сообщил Daily Storm, что впервые сталкивается с информацией о том, что маркетинговые агентства могут создавать свои площадки с отзывами:

— Вряд ли это распространенное явление на рынке. Для этого нужно оплачивать, например, техническую поддержку сайтов. Это ресурсоемко. И, конечно, менее честно, чем классический SERM. Но с точки зрения маркетинга такие агентства — молодцы. Имея свою сетку веб-ресурсов, можно заполнить топ-10 сайтов, всплывающих в поисковике, своими сайтами с хорошими отзывами о конкретной компании. Либо хитрым негативом, который не повлияет на покупку товара. Знаю похожие методики. Например, на московский рынок эвакуаторов пришел новый игрок. Они обратились в агентство с задачей выйти в топ выдачи «Яндекса». Агентство создало собственный сайт-агрегатор, разместив там топ-10 эвакуаторов Москвы. На первое место они поставили компанию с бешеными ценами, а на второе — компанию клиентов, причем с лучшими оценками. Сайт попал в топ, юзеры переходят на него и выбирают вторую компанию. Самое забавное, что сайт лишь создает видимость агрегатора — он статический. Рейтинг там не меняется. 

Эксперт считает, что количество SERM — достаточно крупный рынок, который в ближайшее время будет только расти:

— Роль SERM растет с каждым годом. Накрутка оценок — вообще популярная история. Не только непосредственно SERM, но и продвижение приложений. Есть специалисты, продвигающие приложения, которые также заказывают отзывы с высоким рейтингом. Отмечу, что самые крупные компании не прибегают к таким методикам — если их поймают, то будут санкции, ухудшение ранжирования в поиске. 

По мнению Горбачева, застраховать себя от посещения аффилированных с агентствами сайтов или прочтения фейковых отзывов нельзя:

— Есть только один более-менее рабочий вариант: смотреть объективно крупные площадки: отзывы в Google или «Яндексе». Те, кто занимается SERM, пытается писать отзывы и на этих площадках, но их влияние там заметно меньше. В «крупняках» тяжелее вбросить фейк. И реальные негативные отзывы «Яндекс» и Google редко удаляют, поскольку их нельзя подкупить.

Владелец маркетингового агентства, пожелавший остаться анонимным, сообщил Daily Storm, что помимо агентства также владеет несколькими сайтами с отзывами (по его словам, среди них нет сайтов, упомянутых в статье). Он утверждает, что не видит в этом «ничего зазорного»:

— Сайты с отзывами не являются бедой и проблемой. Площадки, где люди рассказывают свою точку зрения, — это хорошо. К сожалению, люди не пишут положительные отзывы. Не потому что услуга всегда оказывается плохо, а потому что услуга оказана хорошо, и за это как бы не надо благодарить — люди заплатили и получили результат. А вот если что-то пошло не так, то они пишут отзыв об этом. Намного хуже сайты, которые парсят комментарии с других «отзовиков». Особенно те, которые парсят только отрицательные отзывы. Я согласен, что все это — не совсем честная игра. Мы, агентства, помогаем уравновесить отрицательные отзывы, которых масса, положительными.

***

Список аффилированных сайтов: pravda-sotrudnikov.ru, mnenie-sotrudnikov.ru, ne-beri.ru, people-archive.ru, rosmanager.ru, facecollection.ru, book-face.ru, pravda-klientov.ru, viberi-verno.ru, pro-firmy.ru, forum-otzyvov.ru, runetbook.ru, mebel-reviews.ru, rus-otzyv.com, about-job.ru, bossham.ru. 

Площадка, откуда взят обзор  Daily Storm благодарит за помощь в подготовке материала информационно-аналитическую компанию «Интернет-Розыск» и Telegram-группу OSINT CLUB. 

Мы, для удовлетворения авторских прав, оставили ссылки и не изменяли ни одной буквы в тексте.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.